График практик

 График практик на 2010-2011 учебный год

Направление Название практики Курс Сроки практики
Социальная работа
(магистратура)
Научно-педагогическая 1
24.01 - 04.06 (3 недели
по скользящему графику)
Научно-исследовательская
Научно-педагогическая
2
2
21.02 - 02.04 (6 нед. по скольз гр)
01.09 – 22.01(3 нед. по скольз гр)
Филологическое образование
(магистратура)
Научно-исследовательская
(педагогическая)
1
07.03 – 26.03 (3 недели)
Научно-исследовательская
(педагогическая)
2
08.11 – 27.11 (3 недели)
Физико-математическое
образование (магистратура)
Научно-исследовательская
(педагогическая)
1
07.03 – 26.03 (3 недели)
Научно-исследовательская
(педагогическая)
2
08.11 – 27.11 (3 недели)
Естественнонаучное образование
(магистратура)
Научно-исследовательская
(педагогическая)
1
07.03 – 26.03 (3 недели)
Научно-исследовательская
(педагогическая)
2
08.11 – 27.11 (3 недели)
Социально-экономическое
образование (магистратура)
Научно-исследовательская
(педагогическая)
1
07.03 – 26.03 (3 недели)
Научно-исследовательская
(педагогическая)
2
08.11 – 27.11 (3 недели)

Программа научно-педагогической практики (2 год обучения)

Практика является составной частью основной образовательной программы подготовки магистра по специальности 521100.68.-Социальная работа.

Продолжительность: 3 недели.
Сроки: по скользящему графику.
Базы: учреждения профессионального образования начального, среднего и высшего звена, в том числе и на кафедрах университета.
ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ: совершенствование навыков реализации образовательного процесса.
ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:

  • проектирование крупных разделов дисциплин по направлению «Социальная работа»,
  • проведение экспертизы отдельных элементов методической системы обучения,
  • разработка методических материалов,
  • реализация инновационных образовательных технологий.

В ходе практики магистрант приобретает знания об особенностях планирования, реализации и методического обеспечения крупных разделов преподаваемых дисциплин, формирует умения самостоятельной организации образовательного процесса в вузе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

1.Разработка и проведение занятий в рамках раздела дисциплины (1-3 темы) (лекции, семинары, практические).
Конспект данных занятий прилагается к отчету.
2.Взаимное посещение и оценивание (по 1 занятию 2 магистров). Данный вид работ должен быть отражен в дневнике практики.
3.Разработка и проведение занятий с применением инновационных образовательных технологий (например, использование информационных технологий, лекция вдвоем, конференции, диспуты, ведение балльно-рейтинговой системы и т.п.).
4.Подготовка элементов учебно-методического комплекса спецкурса (с приложением рабочей программы, презентаций, заданий для самостоятельной работы, тестов, материалов для практических работ).
Другие формы работ, определенные научным руководителем.


Отчетная документация:


1. Дневник практики.

Дата Содержание
деятельности
Анализ деятельности
(результаты, трудности,
доля самостоятельности в
решении текущих вопросов,
что удалось/ не удалось)
Приобретенные знания,
умения, навыки
Отметка руководителя
         

2. Конспекты.
3. Материалы для УМК.
4. Рефлексивный отчет.

Примерный план

1.Опишите суть своей деятельности во время практики:
а) удалось ли решить задачи практики (ответ обоснуйте);
б) чему Вы научились во время практики;
в) какие знания пригодились;
г) каких знаний Вам не хватало.

2.Оцените свою подготовленность к прохождению практики:
а)    на теоретическом уровне: знания о специфике организации образовательного процесса, знание теоретических основ социальной работы.
б)    на практическом уровне: готовность и желание осуществлять педагогическую деятельность.

3.Опишите ситуации успеха в Вашей работе и взаимоотношениях со студентами, руководителями, коллегами. Объясните причины их возникновения.
4.Отдельно  опишите  случаи,   вызвавшие  у  Вас затруднения в работе и взаимоотношениях с клиентами, руководителями, коллегами, а также Вашу реакцию на эти ситуации и причины их возникновения.
5. Ваши впечатления о практике (чувства, настроение). Определите причину их возникновения.
6.Определите, каким образом данная практика способствовала Вашему профессиональному и личностному росту.
7.Выскажите свои замечания и предложения по организации практики.
6. Отзыв руководителя с рекомендуемой отметкой.

Оценка выставляется научным руководителем в зачетную книжку.

Положение о порядке организации и поведения практики магистрантов, направление "Социальная работа"

Скачать в формате doc

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ ГОУ ВПО «Вологодский  государственный педагогический университет»
(направление «Социальная работа»)


1. Общие положения

1.1. Практика магистрантов является обязательным разделом основной образователь-ной программы магистратуры, представляет собой  вид учебных занятий, непосредственно ориентированных  на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
1.2. Сроки, конкретные виды и содержание практик определяются учебными планами и программами, разработанными в соответствии с требованиями к организации практики, со-держащимися в государственных образовательных стандартах по направлению магистерской подготовки высшего профессионального образования.
1.3. Выпускающие кафедры разрабатывают и утверждают комплексную программу проведения практик магистрантов по конкретному направлению подготовки; методические рекомендации по проведению практик магистрантов в соответствии  с требованиями к  их организации, содержащимися в ГОС ВПО по направлениям магистерской подготовки, а так-же на основе Положения о порядке проведения практики магистрантов в ВГПУ.

2. Виды  и цели практики

2.1. Практика магистрантов организуется и проводится с целью приобретения, углуб-ления и закрепления полученных знаний, умений и навыков в ходе теоретической подготов-ки; приобретения и развития навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и педагогической деятельности.
Основными целями проведения практики является:

  • подготовка магистранта к научно-исследовательской и педагогической работе;
  • развитие навыков самостоятельной профессиональной, научно исследовательской и преподавательской работы;
  • подготовка к написанию магистерской диссертации.

2.2. Основными видами практики магистрантов являются научно-исследовательская и научно-педагогическая.

2.2.1. Научно-исследовательская практика – вид научно-исследовательской деятель-ности, направленный на углубление и систематизацию теоретико-методологической подго-товки магистранта, практическое овладение им технологией научно-исследовательской дея-тельности, приобретение и совершенствование практических навыков выполнения опытно-экспериментальной работы в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистра по конкретному направлению.  
Основными целями данной практики являются:

  • закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин, предусмотренных учебным планом;
  • развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
  • практическое применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, направленных на
  • решение профессиональных задач научно-исследовательского характера и выполнение выпускной квалификационной работы.

Научно-исследовательская практика включает следующие виды работы:

  • изучение информационных, справочных и реферативных изданий по проблеме исследования;
  • анализ, обобщение и систематизация информации и составление библиографии по теме магистерского исследования;
  • проведение теоретических и экспериментальных исследований в рамках постав-ленных задач;
  • анализ научной и практической значимости проводимых исследований;
  • участие в научно-исследовательской работе кафедры в форме участия в научно-методических семинарах, подготовке и проведении научно-практических конференций;
  • выступление с докладами (опубликование тезисов и статей) на научно-практических конференциях университета, межрегиональных и международных конференциях;
  • консультации с научным руководителем по программе научного исследования.

В результате прохождения практики магистрант должен:

  • ознакомиться с различными этапами научно-исследовательской и педагогической работы;
  • овладеть навыками самостоятельного планирования, проведения научных исследований;
  • уметь формулировать и решать задачи, возникающие в ходе исследовательской и практической деятельности и требующие профессиональных знаний;
  • выбирать необходимые методы исследований, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
  • уметь обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом данных специальной литературы,  периодики;
  • уметь вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
  • научиться представлять итоги проделанной работы, полученные в результате прохождения практики, в виде рефератов, статей;
  • овладеть методами презентации научных результатов с привлечением современных технических средств.

Научно-исследовательская практика проводится на базе образовательных и научно-исследовательских учреждений.
2.2.2. Научно-педагогическая практика направлена на приобретение магистрантами опыта реализации образовательного процесса; выполнение комплексного анализа научно-педагогического и методического опыта в конкретной предметной области; проектирование отдельных компонентов образовательного процесса; проведение экспертизы отдельных  элементов  методической  системы обучения; организацию и проведение педагогического экспе-римента; апробацию различных систем диагностики качества образования; реализацию инно-вационных образовательных технологий.
Научно-педагогическая практика магистрантов может проходить в следующих формах:

  • проектирование рабочих программ (их разделов) учебных дисциплин;
  • участие в подготовке лекций по темам, определенным руководителем магистерской диссертации и соответствующим направлению научных интересов магистранта;
  • подготовка   и   проведение   семинаров, практических и лабораторных занятий   по   теме,   определенной   руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
  • подготовка материалов для практических работ, составление заданий, тестов и т.д.;
  • участие в проверке курсовых работ;
  • другие формы работ, определенные научным руководителем.

В ходе научно-педагогической практики  магистрант должен уметь:

  • определять цели и задачи преподаваемого курса (специального курса, специально-го семинара),
    излагать их содержание, исходя из различных требований и ожиданий аудитории слушателей – профессиональных, возрастных и т.д.
  • разрабатывать методические указания к проведению практических, лабораторных, семинарских занятий,
    подготовить и провести лекцию, семинарское, практическое, лабораторное занятие.

Научно-педагогическая практика предусматривает работу в профильных классах общеобразовательных учреждений, в профильных школах, в учреждениях профессионального образования начального, среднего и высшего звена, в том числе  на кафедрах университета.

3. Обязанности руководителя практик и магистрантов

3.1. Обязанности магистрантов.
Перед выходом на практику магистрант должен ознакомиться с рабочей программой практики, получить необходимую документацию и задание у руководителя практики.
При прохождении практики магистрант обязан:

  • своевременно приступить к практике;
  • добросовестно выполнять задания, предусмотренные программой практики и ин-дивидуальными заданиями;
  • ознакомиться с правилами внутреннего распорядка предприятия и строго соблю-дать их;
  • изучить и неукоснительно соблюдать правила охраны труда и техники безопасно-сти;
  • систематически работать над выполнением индивидуального задания и закончить его к концу практики;
  • нести ответственность за выполненную работу и ее результаты;
  • сдать отчет по практике руководителю практики в установленные сроки.


3.2. Обязанности руководителей практики.
Руководитель практики (руководитель магистерской программы):

  • определяет места прохождения магистрантами практики;
  • устанавливает связь с принимающими организациями и определяет пути и методы выполнения рабочей программы практики;
  • согласовывает с принимающей организацией количество магистрантов, направ-ляемых на практику, и конкретные сроки прохождения практики;
  • определяет последовательность и порядок прохождения практики;
  • проводит организационные собрания с магистрантами до начала практики;
  • обеспечивает высокое качество прохождения практики магистрантами и строгое соответствие её содержания основной образовательной программе и программе практики;
  • осуществляет контроль над соблюдением сроков практики и ее содержанием;
  • дает итоговую оценку практики в отношении каждого магистранта;
  • представляет заведующему кафедрой отчет о проведении практики с предложе-ниями и замечаниями по совершенствованию ее организации.

Индивидуальное руководство практикой осуществляет научный руководитель магистранта. В его обязанности входит:

  • разработка тематики индивидуальных заданий и оказание методической помощи магистрантам при выполнении ими индивидуальных заданий;
  • консультирование магистрантов по вопросам прохождения практики и составления отчета;
  • рассмотрение отчетов магистрантов по итогам прохождения научно-исследовательской и научно-педагогической практики,  подготовка отзывов об их работе, рекомендация по оценке практики магистрантов.
  • передача отчетов магистрантов по практике руководителю магистерской программы для итоговой оценки.

4.  Требования к организации и содержанию практик

4.1. Организация практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение не-прерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистранта.
4.2. Организационно-методическое обеспечение практики составляют:

  • программа практики
  • индивидуальный план практики;
  • методические пособия по организации практики.

4.2.1. Программа практики – основной документ по организации и проведению прак-тики. Рабочая программа практики определяет объемы и конкретное содержание всех этапов практики, требования к отчетным документам, представляемым магистрантами.
Комплексная  программа практики разрабатывается выпускающей кафедрой, обсужда-ется методической комиссий факультета, принимается Ученым советом факультета и утвер-ждается деканом.
Программа практики должна предусматривать:

  • назначение практики, ее место в системе подготовки магистрантов;
  • цели и задачи каждого вида практик;
  • структуру и содержание;
  • сроки выполнения магистрантами общих и индивидуальных заданий;
  • консультации в помощь магистрантам-практикантам;
  • порядок и сроки подготовки и защиты магистрантами отчетов по практике;
  • форму аттестации по практике;
  • используемую литературу.

4.3. Место прохождения научно-исследовательской практики определяется научным руководителем в зависимости от направления, специализации магистранта и темы магистер-ской диссертации. Научно-педагогическая практика проводится на базе высших, средних специальных учебных заведений, а также в профильных классах общеобразовательных учре-ждений.
4.4. Руководство практиками осуществляет научный руководитель магистранта по со-гласованию с руководителем соответствующей магистерской программы. Контроль за вы-полнением программ практик осуществляется научным руководителем магистранта.
4.5. Сроки прохождения практик устанавливаются высшим учебным заведением в со-ответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса на соответствую-щий год. Направление магистрантов на практику осуществляется в соответствии с учебным планом и подтверждается приказом по университету не позднее, чем за 10 дней до начала практики.
4.6. Ответственность за организацию и проведение всех видов практик несут декан фа-культета и заведующие кафедрами.
До начала практики руководители научно-исследовательской и научно-педагогической практики проводят организационные собрания с магистрантами. На собрании обсуждаются следующие вопросы:

  • цель и задачи практики;
  • время и место проведения практики;
  • порядок получения направления на практику;
  • содержание программы практики;
  • права и обязанности магистранта-практиканта;
  • требования к отчету по практике;
  • порядок проведения зачета по практике.


5. Итоговая аттестация по практике

5.1. По результатам практики не позднее 10 дней после ее окончания магистранты представляют руководителю практики письменный отчет вместе с другими отчетными доку-ментами.
Отчетными документами магистранта по практике являются:

1) отчет магистранта о прохождении практики; отчет подписывается магистрантом, форма отчета определяется  кафедрой;
2) характеристика на магистранта с места прохождения практики, выдаваемая руково-дителем практики в принимающей организации; характеристика подписывается руководите-лем принимающей на практику организации и заверяется печатью организации;
3) иные документы, предусмотренные программами практик.

В качестве приложения к отчету должны быть представлены составленные задания, тес-ты, тексты лекций и/или планы лекций и/или семинарских занятий, элективные курсы; биб-лиографические списки, копии опубликованных статей и т.д.
5.2. Отчетные материалы, представляемые магистрантом, должны отражать следующие положения:
По научно-педагогической практике:

  • умения определять и формулировать цели занятий;
  • умения отбирать содержание в соответствии с темой и целями занятия;
  • умения структурировать материал занятия, подбирать необходимые средства и способы подачи информации;
  • знание возрастных особенностей учебной группы и их учета в педагогическом процессе;
  • навыков анализа занятия  и его результатов, рефлексивных умений.

По научно-исследовательской практике:

  • знание основных положений методологии научного исследования и умение приме-нить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;
  • умение организовать научное исследование;
  • знание и умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки на-учной информации и экспериментальных данных;
  • способность излагать научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций, докладов.

5.3. Оценка по практике (зачет, дифференцированный зачет) заносится в экзаменаци-онную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости магистрантов.
5.4. Магистранты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, на-правляются на практику вторично, в свободное от учебы время или проходят практику в ин-дивидуальном порядке.
Магистранты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или по-лучившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом вуза.


Программа научно-педагогической практики (1 год обучения)

Практика является составной частью основной образовательной программы подготовки магистра по специальности 521100.68.-Социальная работа.

Сроки проведения практики:  по скользящему графику.
Базы практики: учреждения профессионального образования начального, среднего и высшего звена, в том числе и на кафедрах университета.
Цель практики: приобретение опыта реализации образовательного процесса.
Задачи практики:

  • выполнение комплексного анализа научно-педагогического и методического опыта в области социальной работы,
  • проектирование отдельных компонентов образовательного процесса,
  • проведение экспертизы отдельных элементов методической системы обучения,
  • апробация разнообразных форм занятий,
  • реализация инновационных образовательных технологий.

Содержание и характер деятельности студентов

1. Разработка и проведение пробных занятий:
лекция (2 часа), семинар (2 часа), практическое (4 часа).
Конспект данных занятий прилагается к отчету.
2. Взаимное посещение и оценивание (по 1 занятию 2 магистров). Данный вид работ должен быть отражен в дневнике практики.
3. Разработка и проведение воспитательного мероприятия профессиональной направленности (со студентами или абитуриентами).
4. Рецензирование курсовой или выпускной квалификационной работы.
5. Составление рабочей программы, заданий для самостоятельной работы по курсу, тестов, материалов для практических работ.
Другие формы работ, определенные научным руководителем.
Ожидаемые результаты: в ходе практики магистрант приобретает знания о специфике организации педагогического процесса в вузе, формирует умения определять цели и задачи преподаваемого курса (специального курса, специально¬
го семинара), излагать их содержание, исходя из различных требований и ожиданий аудитории слушателей - профессиональных, возрастных и т.д., разрабатывать методические указания к проведению практических, лабораторных, семинарских занятий, разрабатывать и проводить лекцию, семинар, практическое занятие.
(указываются диагностируемые результаты деятельности студента во время практики).

Отчетная документация:

1. Дневник практики.

Дата Содержание
деятельности
Анализ деятельности
(результаты, трудности,
доля самостоятельности
в решении текущих
вопросов, что удалось/
не удалось)
Приобретенные знания,
умения, навыки
Отметка руководителя
         

2. Конспект лекции, семинарского или практического занятия, воспитательного мероприятия с анализом.
3. Рецензии.
4. Разработанные материалы (раздел рабочей программы, задания для самостоятельной работы по курсу, тесты, материалы для практических работ).
5. Рефлексивный отчет.

Итоговая аттестация: по результатам практики после анализа отчетной документации оценка выставляется научным руководителем в зачетную книжку.


Положение о порядке организации и поведения практики магистрантов, направление "Педагогическое образование"

Скачать в формате doc

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ ГОУ ВПО «Вологодский  государственный педагогический университет»
(направление «Педагогическое образование»)

1. Общие положения

1.1. Практика магистрантов является обязательным разделом основной образовательной программы ма-гистратуры, представляет собой  вид учебных занятий, непосредственно ориентированных  на профессиональ-но-практическую подготовку обучающихся.
1.2. Сроки, конкретные виды и содержание практик определяются учебными планами и программами, разработанными в соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в государственных образовательных стандартах по направлению магистерской подготовки высшего профессионального образова-ния.
1.3. Выпускающие кафедры разрабатывают и утверждают комплексную программу проведения практик магистрантов по конкретному направлению подготовки; методические рекомендации по проведению практик магистрантов в соответствии  с требованиями к  их организации, содержащимися в ГОС ВПО по направлениям магистерской подготовки, а также на основе Положения о порядке проведения практики магистрантов в ВГПУ.

2. Виды  и цели практики

2.1. Практика магистрантов организуется и проводится с целью приобретения, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков в ходе теоретической подготовки; приобретения и развития навыков са-мостоятельной научно-исследовательской работы и педагогической деятельности.
Основными целями проведения практики является:

  • подготовка магистранта к научно-исследовательской и педагогической работе;
  • развитие навыков самостоятельной профессиональной, научно исследовательской и преподаватель-ской работы;
  • подготовка к написанию магистерской диссертации.

2.2. Основными видами практики магистрантов являются научно-исследовательская и научно-педагогическая.

2.2.1. Научно-исследовательская практика – вид научно-исследовательской деятельности, направлен-ный на углубление и систематизацию теоретико-методологической подготовки магистранта, практическое ов-ладение им технологией научно-исследовательской деятельности, приобретение и совершенствование практи-ческих навыков выполнения опытно-экспериментальной работы в соответствии с требованиями к уровню под-готовки магистра по конкретному направлению.  
Основными целями данной практики являются:

  • закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин, предусмотренных учебным планом;
  • развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
  • практическое применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, направленных на
  • решение профессиональных задач научно-исследовательского характера и выполнение выпускной квалификационной работы.

Научно-исследовательская практика включает следующие виды работы:

  • изучение информационных, справочных и реферативных изданий по проблеме исследования;
  • анализ, обобщение и систематизация информации и составление библиографии по теме магистерского исследования;
  • проведение теоретических и экспериментальных исследований в рамках поставленных задач;
    анализ научной и практической значимости проводимых исследований;
  • участие в научно-исследовательской работе кафедры в форме участия в научно-методических семинарах, подготовке и проведении научно-практических конференций;
  • выступление с докладами (опубликование тезисов и статей) на научно-практических конференциях университета, межрегиональных и международных конференциях;
  • консультации с научным руководителем по программе научного исследования.

В результате прохождения практики магистрант должен:

  • ознакомиться с различными этапами научно-исследовательской и педагогической работы;
  • овладеть навыками самостоятельного планирования, проведения научных исследований;
  • уметь формулировать и решать задачи, возникающие в ходе исследовательской и практической деятельности и требующие профессиональных знаний;
  • выбирать необходимые методы исследований, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
  • уметь обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом данных специальной литературы,  периодики;
  • уметь вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
  • научиться представлять итоги проделанной работы, полученные в результате прохождения практики, в виде рефератов, статей;
  • овладеть методами презентации научных результатов с привлечением современных технических средств.

Научно-исследовательская практика проводится на базе образовательных и научно-исследовательских учреждений.
2.2.2. Научно-педагогическая практика направлена на приобретение магистрантами опыта реализации образова¬тельного процесса; выполнение комплексного анализа научно-педагогического и методического опыта в конкретной предметной области; проектирование отдельных компонентов образовательного процесса; проведе-ние экспертизы отдельных  элементов  методической  системы обучения; организацию и проведение педагоги-ческого эксперимента; апробацию различных систем диагностики качества образования; реализацию инноваци-онных образовательных технологий.
Научно-педагогическая практика магистрантов может проходить в следующих формах:
проектирование рабочих программ (их разделов) учебных дисциплин;
участие в подготовке лекций по темам, определенным руководителем магистерской диссертации и со-ответствующим направлению научных интересов магистранта;
подготовка   и   проведение   семинаров, практических и лабораторных занятий   по   теме,   определенной   руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
подготовка материалов для практических работ, составление заданий, тестов и т.д.;
участие в проверке курсовых работ;
другие формы работ, определенные научным руководителем.
В ходе научно-педагогической практики  магистрант должен уметь:
определять цели и задачи преподаваемого курса (специального курса, специального семинара),
излагать их содержание, исходя из различных требований и ожиданий аудитории слушателей – профессиональных, возрастных и т.д.
разрабатывать методические указания к проведению практических, лабораторных, семинарских за-нятий,
подготовить и провести лекцию, семинарское, практическое, лабораторное занятие.
Научно-педагогическая практика предусматривает работу в профильных классах общеобразовательных учреждений, в профильных школах, в учреждениях профессионального образования начального, среднего и высшего звена, в том числе  на кафедрах университета.

3. Обязанности руководителя практик и магистрантов

3.1. Обязанности магистрантов.
Перед выходом на практику магистрант должен ознакомиться с рабочей программой практики, получить необходимую документацию и задание у руководителя практики.
При прохождении практики магистрант обязан:

  • своевременно приступить к практике;
  • добросовестно выполнять задания, предусмотренные программой практики и индивидуальными за-даниями;
  • ознакомиться с правилами внутреннего распорядка предприятия и строго соблюдать их;
  • изучить и неукоснительно соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
  • систематически работать над выполнением индивидуального задания и закончить его к концу прак-тики;
  • нести ответственность за выполненную работу и ее результаты;
  • сдать отчет по практике руководителю практики в установленные сроки.


3.2. Обязанности руководителя практики.

Руководитель практики:

  • определяет места прохождения магистрантами практики;
  • устанавливает связь с принимающими организациями и определяет пути и методы выполнения ра-бочей программы практики;
  • согласовывает с принимающей организацией количество магистрантов, направляемых на практику, и конкретные сроки прохождения практики;
  • определяет последовательность и порядок прохождения практики;
  • проводит организационные собрания с магистрантами до начала практики;
  • обеспечивает высокое качество прохождения практики магистрантами и строгое соответствие её содержания основной образовательной программе и программе практики;
  • осуществляет контроль над соблюдением сроков практики и ее содержанием;
  • разрабатывает тематику индивидуальных заданий и оказывает методическую помощь магистрантам при выполнении ими индивидуальных заданий;
  • консультирует магистрантов по вопросам прохождения практики и составления отчета;
  • рассматривает отчеты магистрантов по итогам прохождения научно-исследовательской и научно-педагогической практики, дает отзывы об их работе;
  • представляет заведующему кафедрой отчет о проведении практики с предложениями и замечания-ми по совершенствованию ее организации.


4.  Требования к организации и содержанию практик.

4.1. Организация практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистранта.
4.2. Организационно-методическое обеспечение практики составляют:

  • программа практики
  • индивидуальный план практики;
  • методические пособия по организации практики.

4.2.1. Программа практики – основной документ по организации и проведению практики. Рабочая про-грамма практики определяет объемы и конкретное содержание всех этапов практики, требования к отчетным документам, представляемым магистрантами.
Комплексная  программа практики разрабатывается выпускающей кафедрой, обсуждается методической комиссий факультета, принимается Ученым советом факультета и утверждается деканом.
Программа практики должна предусматривать:

  • назначение практики, ее место в системе подготовки магистрантов;
  • цели и задачи каждого вида практик;
  • структуру и содержание;
  • сроки выполнения магистрантами общих и индивидуальных заданий;
  • консультации в помощь магистрантам-практикантам;
  • порядок и сроки подготовки и защиты магистрантами отчетов по практике;
  • форму аттестации по практике;
  • используемую литературу.

4.3. Место прохождения научно-исследовательской практики определяется научным руководителем в зависимости от направления, специализации магистранта и темы магистерской диссертации. Научно-педагогическая практика проводится на базе высших, средних специальных учебных заведений, а также в про-фильных классах общеобразовательных учреждений.
4.4. Руководство практиками осуществляет научный руководитель магистранта по согласованию с ру-ководителем соответствующей магистерской программы. Контроль за выполнением программ практик осу-ществляется научным руководителем магистранта.
4.5. Сроки прохождения практик устанавливаются высшим учебным заведением в соответствии с учеб-ным планом и календарным графиком учебного процесса на соответствующий год. Направление магистрантов на практику осуществляется в соответствии с учебным планом и подтверждается приказом по университету не позднее, чем за 10 дней до начала практики.
4.6. Ответственность за организацию и проведение всех видов практик несут декан факультета и заве-дующие кафедрами.
До начала практики руководители научно-исследовательской и научно-педагогической практики прово-дят организационные собрания с магистрантами. На собрании обсуждаются следующие вопросы:

  • цель и задачи практики;
  • время и место проведения практики;
  • порядок получения направления на практику;
  • содержание программы практики;
  • права и обязанности магистранта-практиканта;
  • требования к отчету по практике;
  • порядок проведения зачета по практике.

5. Итоговая аттестация по практике

5.1. По результатам практики не позднее 10 дней после ее окончания магистранты представляют руково-дителю практики письменный отчет вместе с другими отчетными документами.
Отчетными документами магистранта по практике являются:

1) отчет магистранта о прохождении практики; отчет подписывается магистрантом, форма отчета опре-деляется  кафедрой;
2) характеристика на магистранта с места прохождения практики, выдаваемая руководителем практики в принимающей организации; характеристика подписывается руководителем принимающей на практику органи-зации и заверяется печатью организации;
3) иные документы, предусмотренные программами практик.

В качестве приложения к отчету должны быть представлены составленные задания, тесты, тексты лекций и/или планы лекций и/или семинарских занятий, элективные курсы; библиографические списки, копии опуб-ликованных статей и т.д.
5.2. Отчетные материалы, представляемые магистрантом, должны отражать следующие положения:

  • знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;
  • умение организовать научное исследование;
  • знание и умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации и экспериментальных данных;
  • способность излагать научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций, докладов.

5.3. Оценка по практике (зачет, дифференцированный зачет) заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подве-дении итогов общей успеваемости магистрантов.
5.4. Магистранты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время или проходят практику в индивидуальном порядке.
Магистранты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрица-тельную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолжен-ность в порядке, предусмотренном Уставом вуза.